Конспект урока по теме «Как научиться видеть свет»
А вот мы и подошли к самому базовому навыку, без которого фотография невозможна.
Фотография в переводе с греческого — светопись («фото» — свет, «графо» —пишу).
И нам, в первую очередь, нужно научиться писать светом. А чтобы начать писать светом, нужно научиться видеть, а где этот свет. Когда мы видим свет, мы можем им управлять.
Управление светом — это и есть ключевой, фундаментальный навык фотографа.
Как научиться видеть свет и, как следствие, им управлять?
Я решила выделить для вас 3 момента.
1. СВЕТОТЕНЕВОЙ РИСУНОК
Первый навык, которым следует овладеть — это чтение светотеневого рисунка.
Если вы учились в художественной школе, то вам будет проще, если не учились, ничего страшного. Сейчас во всем разберемся.
Предлагаю перейти к схеме светотеневого рисунка, он состоит из 6 элементов:
1. Блик — это самое яркое место на нашем объекте.
2. Свет (светлая область) — область на объекте, которую освещает источник света.
3. Полутень — область перехода от света к тени.
4. Собственная тень — область на объекте, на которую не попадает свет от источника.
5. Падающая тень — тень от объекта съемки.
6. Рефлекс — это отраженный свет в теневой части от находящихся рядом объектов.

2. ФОРМИРОВАТЬ НАСМОТРЕННОСТЬ
Чтобы научиться видеть свет, нужно знать, как эталонно выглядит свет. Нужно знать, к чему стоит стремиться.
В этом уроке мне хочется в большей степени затронуть тему чистого света именно для портретов. Потому что это достаточно сложное явление — научиться красиво управлять светом в съемке людей.
Почему это важно? Да потому, кто когда свет ложится чисто, эталонно — именно в этом свете люди себе и нравятся. Это и есть ключ к тому, как делать фотографии, на которых люди будут себе нравиться.
При съемке с чистым светом — кожа ровная, микронеровности кожи и морщинки сглаживаются, лицо излучает приятное свечение.
Именно к этому эффекту и нужно стремиться.
Как это сделать? Нужно начать изучать первоисточники.
В данном случае первоисточником является живопись. Это главный учебник по свету. Нужно начать рассматривать картины и формировать насмотренность. Тогда мозг будет запоминать, как выглядит эталонный светотеневой рисунок, и начнет стремиться это повторить.
Вспомним материал прошлого урока — существует мягкий и жесткий свет.
И важно осознавать, что характер света разный, значит и эталонный светотеневой рисунок в двух этих случаях будет разным.
Предлагаю рассмотреть эталонный светотеневой рисунок при мягком свете.
Рассмотрите эти картины. Обратите внимание, какое свечение исходит от кожи. Это и есть признак чистого света. Более подробную характеристику рассказываю в видео.
Поговорим сейчас про жесткий свет. У жесткого света иной светотеневой рисунок. С ним работать сложнее. Это обусловлено четко прорисованными тенями, резким переходом от света к тени, особенностью жесткого света подчеркивать текстуру объектов (текстуру кожи, морщинок, микронеровностей).
Как выглядит эталонный светотеневой рисунок при съемке с жестким светом?

Больше подробностей смотри в видео.
Эталлоное положение света — это именно тот свет, в котором люди нравятся себе на фотографиях. И нужно стремиться к такому светотеневому рисунку. Поэтому важно развивать насмотренность и напитываться правильными вещами. Ходите в музеи, изучайте книги по живописи, рассматривайте картины в интернете — и уровень вашей фотографии вырастет в разы. У меня именно так и произошло. Когда я начала изучать искусство, у меня как будто глаза открылись, я была фотографом, но поняла, что не видела свет до этого. Поэтому сейчас я хочу вам с самого начала донести ценность видения света.
И третий момент, про который мне хочется упомянуть в данном уроке, касается источника света.
3. ЗНАТЬ, ГДЕ РАСПОЛОЖЕН ИСТОЧНИК СВЕТА
Так как источник света является тем самым главным формирующим элементом светотеневого рисунка, нужно всегда уметь определять, где он расположен в пространстве.
Осознавая, где расположен источник, мы принимаем решение, как именно расположить объект съемки в кадре.
Хочу дополнить урок примером съемки предметов, которую я делала при жестком свете.
Жесткий свет очень крут при съемке предметов.
Всё снято так, как описала в алгоритме выше: определяем, что свет жеский, кладем предметы в свет, (не забываем приблизить!), понижаем экспозицию и получаются вот такие фото.
За счет пониженной экспозиции создается эффект таких стильных фото. А мы всего-то на всего выровняли свет и тень.
Домашнее задание
Снять портрет (свой или другого человека), чтобы свет на лицо ложился эталонно — это и будет эффект чистого света.