Урок 10. Анна Шишляева фотограф в Санкт-Петербурге

Урок 10. Свет

Как научиться видеть свет?


Урок 10. Анна Шишляева фотограф в Санкт-Петербурге

Конспект урока по теме «Как научиться видеть свет»

А вот мы и подошли к самому базовому навыку, без которого фотография невозможна. 

Фотография в переводе с греческого — светопись («фото» — свет, «графо» —пишу).

И нам, в первую очередь, нужно научиться писать светом. А чтобы начать писать светом, нужно научиться видеть, а где этот свет. Когда мы видим свет, мы можем им управлять. 

Управление светом — это и есть ключевой, фундаментальный навык фотографа.


Как научиться видеть свет и, как следствие, им управлять?

Я решила выделить для вас 3 момента.

1. СВЕТОТЕНЕВОЙ РИСУНОК

Первый навык, которым следует овладеть — это чтение светотеневого рисунка.

Если вы учились в художественной школе, то вам будет проще, если не учились, ничего страшного. Сейчас во всем разберемся.

Предлагаю перейти к схеме светотеневого рисунка, он состоит из 6 элементов:

1. Блик — это самое яркое место на нашем объекте.

2. Свет (светлая область) — область на объекте, которую освещает источник света.

3. Полутень — область перехода от света к тени.

4. Собственная тень — область на объекте, на которую не попадает свет от источника.

5. Падающая тень — тень от объекта съемки.

6. Рефлекс — это отраженный свет в теневой части от находящихся рядом объектов. 

Урок 10. Анна Шишляева фотограф в Санкт-Петербурге

2. ФОРМИРОВАТЬ НАСМОТРЕННОСТЬ

Чтобы научиться видеть свет, нужно знать, как эталонно выглядит свет. Нужно знать, к чему стоит стремиться. 

В этом уроке мне хочется в большей степени затронуть тему чистого света именно для портретов. Потому что это достаточно сложное явление — научиться красиво управлять светом в съемке людей.

Почему это важно? Да потому, кто когда свет ложится чисто, эталонно — именно в этом свете люди себе и нравятся. Это и есть ключ к тому, как делать фотографии, на которых люди будут себе нравиться. 

При съемке с чистым светом — кожа ровная, микронеровности кожи и морщинки сглаживаются, лицо излучает приятное свечение.

Именно к этому эффекту и нужно стремиться. 

Как это сделать? Нужно начать изучать первоисточники.

В данном случае первоисточником является живопись. Это главный учебник по свету. Нужно начать рассматривать картины и формировать насмотренность. Тогда мозг будет запоминать, как выглядит эталонный светотеневой рисунок, и начнет стремиться это повторить.

Вспомним материал прошлого урока — существует мягкий и жесткий свет.

И важно осознавать, что характер света разный, значит и эталонный светотеневой рисунок в двух этих случаях будет разным. 

Предлагаю рассмотреть эталонный светотеневой рисунок при мягком свете.

Рассмотрите эти картины. Обратите внимание, какое свечение исходит от кожи. Это и есть признак чистого света. Более подробную характеристику рассказываю в видео.


Поговорим сейчас про жесткий свет. У жесткого света иной светотеневой рисунок. С ним работать сложнее. Это обусловлено четко прорисованными тенями, резким переходом от света к тени, особенностью жесткого света подчеркивать текстуру объектов (текстуру кожи, морщинок, микронеровностей).

Как выглядит эталонный светотеневой рисунок при съемке с жестким светом?

Урок 10. Анна Шишляева фотограф в Санкт-Петербурге

Больше подробностей смотри в видео.

Эталлоное положение света — это именно тот свет, в котором люди нравятся себе на фотографиях. И нужно стремиться к такому светотеневому рисунку. Поэтому важно развивать насмотренность и напитываться правильными вещами. Ходите в музеи, изучайте книги по живописи, рассматривайте картины в интернете — и уровень вашей фотографии вырастет в разы. У меня именно так и произошло. Когда я начала изучать искусство, у меня как будто глаза открылись, я была фотографом, но поняла, что не видела свет до этого. Поэтому сейчас я хочу вам с самого начала донести ценность видения света. 


И третий момент, про который мне хочется упомянуть в данном уроке, касается источника света.

3. ЗНАТЬ, ГДЕ РАСПОЛОЖЕН ИСТОЧНИК СВЕТА

Так как источник света является тем самым главным формирующим элементом светотеневого рисунка, нужно всегда уметь определять, где он расположен в пространстве.

Осознавая, где расположен источник, мы принимаем решение, как именно расположить объект съемки в кадре. 

Хочу дополнить урок примером съемки предметов, которую я делала при жестком свете.

Жесткий свет очень крут при съемке предметов. 

Всё снято так, как описала в алгоритме выше: определяем, что свет жеский, кладем предметы в свет, (не забываем приблизить!), понижаем экспозицию и получаются вот такие фото.

За счет пониженной экспозиции создается эффект таких стильных фото. А мы всего-то на всего выровняли свет и тень. 

Домашнее задание

Снять портрет (свой или другого человека), чтобы свет на лицо ложился эталонно — это и будет эффект чистого света.