Урок 6. Анна Шишляева фотограф в Санкт-Петербурге

Урок 6. Композиция

Как управлять ракурсами


Урок 6. Анна Шишляева фотограф в Санкт-Петербурге

Конспект урока по теме «Композиция»  

Сегодня мы начинаем изучение нового модуля «Композиция». Именно он отвечает за навык — умение видеть ракурсы.


КОМПОЗИЦИЯ — это соотношение и взаиморасположение частей кадра.

В композиции существуют определенные приемы и правила, их мы и начнем изучать.


Первый прием — ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ.

В чем он заключается? 

Нам нужно разделить кадр на девять равных частей — проводим две горизонтальные линии так, чтобы они делили кадр на три равные части, и точно по такому же принципу две вертикальные линии.

Эти линии называются — линии третей.

А точки пересечения — точки пересечения линий третей.

Принято считать, что для большей выразительности лучше располагать объекты на линиях третей или в точках пересечения этих линий.

Так же линию горизонта лучше размещать на линии третей. Если хотим показать в кадре больше неба, воздуха, то следует размещать линию горизонта на нижней линии третей. Если хотим показать больше земли или моря, то — на верхней линии третей.

Если мы делаем близкий портрет человека — глаза лучше размещать на линии третей

Ниже примеры, на которых можно рассмотреть, как мировые гуру используют этот прием.

Примеры из мировой фотографии  (авторы — Анри Картье-Брессон, Майкл Кенна, Питер Линдберг):

Следующий прием — ЛИНИИ, ГЕОМЕТРИЯ, ДИАГОНАЛИ.

Для большей выразительности и зрелищности кадра выгодно разместить в нем линии, геометрию.

Геометрию можно встретить практически везде вокруг нас. Это очень доступный и легкий прием, который добавит эффектности кадру.

Примеры из мировой фотографии  (авторы — Анри Картье-Брессон, Майкл Кенна, Питер Линдберг, Уильям Кляйн):

Еще один композиционный прием — ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА.

Этот прием изучается в школах на уроках ИЗО. Возможно, вы его помните.

Суть его в том, что на линии горизонта есть точка, в которой сходятся все объекты. Чаще это именно какая-то дорога, аллея, галерея, коридор. 

В этом приеме очень важно уметь показать эту самую линейную перспективу, подчеркнуть ее, найти такое расположение, чтобы она заиграла и раскрылась.

Примеры из мировой фотографии  (автор — Майкл Кенна):

Домашнее задание:

Сделать по 3 разных кадра на каждый из композиционных приемов:

— линия третей;

— геометрия;

— линейная перспектива.